>
ПРОГРАММА КРУЖКА РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Начальный, основной, и высший уровни
ПОЯСНИЛЬНАЯ ЗАПИСКА
№ п/п |
Роздел, тема |
Количество часов |
||
всего |
теоретичн. занятия
|
практичн. занятия |
||
1. |
Вступительное занятие |
4 |
4 |
- |
2. |
Резьба по дереву один из видов декоративно-прикладного искусства |
6 |
6 |
- |
3. |
Работа с фанерой |
48 |
2 |
46 |
4. |
Работа с выжигателем |
30 |
6 |
24 |
5. |
Работа с природним материалом |
42 |
4 |
38 |
6. |
Экскурсии, конкурсы, выставки |
12 |
- |
12 |
7. |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
- |
|
Всего |
144 |
20 |
124 |
В основу данной программы заложено духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание среднего школьного возраста
через знакомство с историей народных промыслов по художественной обработке древесины.
Образовательная программа актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей.
Социальный заказ на формирование творческой, целостной самодостаточной личности,
обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров,
без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.
Предусматривает групповые и индивидуальные занятия. Особое место уделяется отработки практических навыков и умений полученных на уроках технологии.
В процессе занятий уделяется особое внимание вопросам Т.Б.
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами, с новыми формами проектной деятельности.
В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.
Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала.
Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.
В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда.
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей обучающихся.
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.
На занятиях нашего кружка всегда весело. Здесь каждый найдет дело по душе.
Искусство непростое, но увлекательное
Народное искусство во все времена было тесно связано с жизнью и бытом людей. Обработка древесины резьбой и выжиганием является самым трудоемким видом декоративно-прикладного искусства, обучение которому формирует художественно-эстетический вкус и побуждает к активному участию в процессе возрождения национально-культурного достояния нашего народа.
Отрадно отметить, что в Мангушском районе есть люди, которые увлекаются этим незаурядным видом искусства. Районный центр детского творчества объединяет в своих стенах творческих людей. Кружок декоративной резьбы и выжигания по дереву «Кедр» открылся здесь в начале 2000 -х. Преподаватель и бессменный руководитель кружка - Геннадий Борисович Баранов.
Переступив порог кабинета Геннадия Баранова, я попала на настоящую выставку деревянных резных изделий. Работы мастера и его воспитанников украшают каждый уголок и придают их интерьеру выразительность, нарядность и индивидуальность. Вся эта экспозиция радует глаз разнообразием форм и узоров, дарит тепло природного материала.
На занятия к Геннадию Борисовичу собираются более 20 детей из Мангушских общеобразовательных школ. Согласно уровню подготовки и умений, коллектив юных умельцев он поделил на две возрастные группы: 8- 10 лет и 11-13 лет. Занятия проводятся два раза в неделю.
«Программа рассчитана на семь лет обучения по первоначальному, основному и высшему уровням подготовки, - поделился мой собеседник. -
Ею предусмотрено овладение основными теоретическими знаниями и практическими навыками по различным видам резьбы по дереву, ознакомление с правилами пользования столярным инструментом. Работа кружка сочетает теоретические и практические занятия.
На первом году обучения дети овладевают простейшими умениями и навыками пользования необходимыми материалами и инструментами, изготавливают простые изделия из дерева.
Со временем задания для детей становятся более сложными - они изготавливают резные вещи со сложными мотивами, выполняют сложные орнаментальные композиции с сочетанием резьбы различных видов и техник.
На основном и высшем уровнях подготовки ребята сами участвуют в обсуждении и оценке зачетных работ.
Одной из самых высоких форм оценки работы моих воспитанников является личная выставка их работ».
Наставник щедро делится с подрастающим поколением секретами своего мастерства, учит юных резчиков находить прекрасное в окружающем мире
и добиваться хороших результатов на школьных, районных, областных выставках и конкурсах декоративно-прикладного искусства.
«Побед в различных конкурсах на счету моих воспитанников много, - с гордостью говорит Геннадий Борисович. – Так, недавно в областном конкурсе Сергей Паша занял І место».
Работы юных умельцев «Кедра» неоднократно выставлялись в Городском Центре современного искусства и культуры им. А. И. Куинджи в г. Мариуполь.
Уже доброй традицией стало проведение выставок детских работ в Мангушской ОШ № 2.
На днях Геннадий Баранов вместе со своими воспитанниками открыли
выставку под названием «Скринька дитячих робіт», в которой представлено 33 работы.
Наибольшее количество – 6 картин выполнила Алина Раевская.
Творческая натура всегда ищет источник вдохновения для выполнения своих работ.
Для Геннадия Борисовича таковым является работа с детьми. Пополняет материалы, инструменты он зачастую за личный счет.
Пообщавшись с Геннадием Барановым, я пришла к выводу, что не все в наше время подчинено материальному мерилу.
Есть люди, пусть их и немного, которые заботятся не только о еде, жилье, одежде или новой машине.
Им ведомы более высокие категории.
Например, как сохранить нажитые веками традиции, как передать новым
поколениям секреты народных художественных промыслов.
И пока в наших селах и поселках живут такие мастера, будет жива и самобытная культура.
Екатерина Горбатко
Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми
(Оскар Уайльд)